Об искусственном интеллекте
(январь 2025 года)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере искусственного интеллекта, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами, а также определяет правовые и организационные основы для обеспечения прозрачности, безопасности и государственной поддержки развития искусственного интеллекта.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) искусственный интеллект - информационно-коммуникационная технология, позволяющая имитировать или превосходить когнитивные функции человека, с целью выполнения интеллектуальных задач и поиска решений;
2) уполномоченный орган в сфере искусственного интеллекта (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере искусственного интеллекта;
3) система искусственного интеллекта - объект информатизации, функционирующий на основе искусственного интеллекта;
4) оператор национальной платформы искусственного интеллекта - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложено обеспечение развития и функционирования закрепленной за ним Национальной платформы искусственного интеллекта;
5) национальная платформа искусственного интеллекта - технологическая платформа, предназначенная для сбора, обработки, хранения и распространения библиотек данных и предоставления услуг в области искусственного интеллекта;
6) пользователь системы искусственного интеллекта или ее результатов деятельности (далее - пользователь) - лицо, использующее систему искусственного интеллекта для выполнения конкретной функции и (или) задачи, или использующее результаты деятельности системы искусственного интеллекта;
7) генеративная система искусственного интеллекта - система искусственного интеллекта, осуществляющая генерацию синтетических результатов деятельности системы искусственного интеллекта включая, изменение биометрических данных (изменение голоса, изображения лица, видеоизображения, движений и другие), изменение реальности, а также осуществление иных аналогичных действий;
8) результат деятельности системы искусственного интеллекта - это информация, независимо от формы её представления, или действия, включая работы и услуги, произведенные и (или) оказываемые системой искусственного интеллекта;
9) библиотека данных - совокупность структурированных и (или) сгруппированных наборов данных.
Статья 2. Законодательство в сфере искусственного интеллекта
1. Законодательство Республики Казахстан в сфере искусственного интеллекта основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 3. Цели и задачи регулирования общественных отношений в сфере искусственного интеллекта
1. Целями государственного регулирования общественных отношений в сфере искусственного интеллекта являются обеспечение развития искусственного интеллекта и стимулирование его внедрения в различных областях для улучшения качества жизни человека и повышения эффективности экономики.
2. Задачи государственного регулирования в сфере искусственного интеллекта являются:
1) определение правовой и организационной основы регулирования в сфере искусственного интеллекта;
2) обеспечение прозрачности и безопасности в использовании систем искусственного интеллекта, а также результатов деятельности систем искусственного интеллекта;
3) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие сферы искусственного интеллекта;
4) государственная поддержка исследований и инноваций в сфере искусственного интеллекта.
Статья 4. Принципы регулирования общественных отношений в сфере искусственного интеллекта
Регулирования общественных отношений в сфере искусственного интеллекта, основывается на принципах:
1) законность;
2) справедливость и равенство;
3) прозрачность и объяснимость;
4) ответственность и подконтрольность;
5) приоритет благополучия человека, свободы воли в принятии им решений;
6) защита конфиденциальности и данных;
7) безопасность и защищенность.
Статья 5. Законность
Субъекты отношений в сфере искусственного интеллекта, государственные органы, должностные лица государственных органов при осуществлении государственного регулирования в сфере искусственного интеллекта обязаны соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Статья 6. Справедливость и равенство
1. Системы искусственного интеллекта должны создаваться и эксплуатироваться таким образом, чтобы обеспечивать равенство и справедливость, с признанием достоинства каждого человека, его равной ценности и прав, исключая любую дискриминацию на основе расы, пола, возраста, религии или любых других социальных, культурных и индивидуальных характеристик.
Статья 7. Прозрачность и объяснимость
1. Пользователям систем искусственного интеллекта должна быть предоставлена полная информация о эксплуатационных и иных характеристиках и ограничениях системы искусственного интеллекта, для обеспечения правильного и целевого использования системы искусственного интеллекта.
2.Каждое физическое лицо, в отношении которого принимаются решения с использованием систем искусственного интеллекта, имеет право быть информированным о порядке автоматизированной обработки и возможных последствиях, о возможности заявить возражение против автоматизированной обработки, а также о порядке защиты своих прав и законных интересов.
Статья 8. Ответственность и подконтрольность
1. Система искусственного интеллекта должна всегда оставаться под контролем ее собственника, владельца и пользователя в объеме и порядке, зависящем от их роли на всех этапах жизненного цикла системы искусственного интеллекта.
2. Все субъекты, занимающиеся созданием, эксплуатацией систем искусственного интеллекта, несут ответственность за деятельность систем искусственного интеллекта, а также за результаты деятельности систем искусственного интеллекта, исходя из их роли на всех этапах жизненного цикла системы искусственного интеллекта.
Статья 9. Приоритет благополучия человека, свободы воли в принятии им решений
1. Человек, его права и свободы рассматриваются как наивысшая ценность в процессах создания и эксплуатация систем искусственного интеллекта. При эксплуатации систем искусственного интеллекта должны приниматься меры по сохранению автономии и свободы воли человека в принятии им решений.
Статья 10. Защита конфиденциальности и данных
1. Эксплуатация систем искусственного интеллекта возможно при соблюдении требований защиты данных и конфиденциальности, исключая неправомерный сбор, хранение и распространение персональных данных.
2. При эксплуатации систем искусственного интеллекта в целях безопасного их функционирования осуществляется охрана и защита персональных данных, обработка которых осуществляется системами искусственного интеллекта, а также принимаются меры по предотвращению несанкционированного доступа третьих лиц к персональным данным и использованию качественных и репрезентативных наборов данных, полученных с соблюдением законодательства.
Статья 11. Безопасность и защищенность
1.Системы искусственного интеллекта должны создаваться и эксплуатироваться с соблюдением требований безопасности и надежности, исключающих возможность непредвиденных последствий или злоупотреблений.
2. Результаты деятельности систем искусственного интеллекта должны соответствовать законодательству Республики Казахстан.
3.В целях предотвращения потенциальных угроз необходимо проводить управление рисками и принимать меры для исключения таких угроз.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья 12. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере искусственного интеллекта;
2) определяет оператора национальной платформы искусственного интеллекта;
3) утверждает перечень приоритетных секторов экономики для внедрения искусственного интеллекта;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 13. Компетенция государственных органов в сфере искусственного интеллекта
1. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:
1) формирует и реализует государственную политику в сфере искусственного интеллекта;
2) осуществляет межотраслевую координацию в сфере искусственного интеллекта;
3) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере искусственного интеллекта;
4) вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере искусственного интеллекта;
5) утверждает перечень документации на систему искусственного интеллекта;
6) утверждает критерии отнесения объектов информатизации к системам искусственного интеллекта;
7) совместно с центральными уполномоченными органами соответствующих отраслей (сфер) разрабатывает перечень приоритетных секторов экономики для внедрения искусственного интеллекта;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Государственные органы в пределах своей компетенции:
1) участвуют в реализации государственной политики в сфере искусственного интеллекта;
2) предоставляют доступ оператору национальной платформы искусственного интеллекта к данным в соответствии с требованиями по управлению данными, утвержденными Правительством Республики Казахстан;
3) формируют библиотеки данных в соответствии с требованиями по управлению данными, утвержденными Правительством Республики Казахстан;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Положения подпунктов 2), 3) настоящего пункта не распространяются на специальные государственные органы Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция оператора национальной платформы искусственного интеллекта
Компетенция оператора национальной платформы искусственного интеллекта:
1) обеспечение функционирования национальной платформы искусственного интеллекта;
2) сопровождение и системно-техническое обслуживание национальной платформы искусственного интеллекта;
3) предоставление услуг в области искусственного интеллекта на базе национальной платформы искусственного интеллекта;
4) сбор, обработка, хранение библиотек данных, необходимых для функционирования национальной платформы искусственного интеллекта в соответствии с требованиями по управлению данными, утвержденными Правительством Республики Казахстан
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья 15. Права и обязанности собственников и владельцев систем искусственного интеллекта
1. Собственники и владельцы систем искусственного интеллекта вправе:
1) определять условия пользования системами искусственного интеллекта;
2) осуществлять меры по защите своих прав на системы искусственного интеллекта.
2. Собственники и владельцы систем искусственного интеллекта обязаны:
1) осуществлять управление рисками систем искусственного интеллекта;
2) принимать меры для обеспечения безопасности и надежности систем искусственного интеллекта, включая защиту от несанкционированного доступа, сбоев в их работе;
3) вести документацию на систему искусственного интеллекта в зависимости от степени ее воздействия на безопасность, права и интересы граждан, общества и государства, в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным органом;
4) осуществлять поддержку пользователей систем искусственного интеллекта, по вопросам их функционирования;
5) предоставлять пользователям информацию о принципах работы системы искусственного интеллекта, а также об используемых данных пользователя.
Статья 16. Права и обязанности пользователей
1. Пользователи вправе:
1) получать информацию о принципах работы системы искусственного интеллекта, а также об используемых данных пользователя;
2) на защиту своих персональных данных и конфиденциальной информации, обрабатываемой системой искусственного интеллекта;
3) осуществлять меры по защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием систем искусственного интеллекта.
2. Пользователи обязаны:
1) использовать системы искусственного интеллекта исключительно в рамках предоставленных прав доступа;
2) соблюдать установленные правила и меры безопасности при использовании систем искусственного интеллекта.
Статья 17. Права и обязанности собственников и владельцев библиотек данных
1. Собственники и владельцы библиотек данных вправе:
1) свободно создавать, использовать и распространять свои библиотеки данные с соблюдением ограничений, установленных законами Республики Казахстан;
2) контролировать использование своих библиотек данных для обучения систем искусственного интеллекта в пределах заявленных целей, включая соблюдение условий и ограничений их использования;
3) получать информацию о принципах работы системы искусственного интеллекта, обучаемых на представленных библиотеках данных.
2. Собственники и владельцы библиотек данных обязаны:
1) обеспечивать качество предоставляемых библиотек данных;
2) определить условия и порядок доступа к библиотекам данных.
Глава 4. СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья 18. Правовой режим систем искусственного интеллекта
1. Системы искусственного интеллекта в зависимости от степени воздействия на безопасность пользователей, общество и государство подразделяются на:
1) минимального риска - нарушение или прекращение функционирования которых окажет минимальное влияние на их пользователей;
2) среднего риска - нарушение или прекращение функционирования, которых может привести к снижению эффективности и результативности деятельности пользователей, и может нанести материальный ущерб;
3) высокого риска - нарушение или прекращение функционирования которых приводит к чрезвычайной ситуации социального и (или) техногенного характера или к значительным негативным последствиям для обороны, безопасности, международных отношений, экономики, отдельных сфер хозяйства, пользователей, инфраструктуры Республики Казахстан, жизнедеятельности физических лиц.
Системы искусственного интеллекта высокого риска подлежат включению в перечень критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры в соответствии правилами и критериями отнесения объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры к критически важным объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры, утвержденными уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности.
2. Системы искусственного интеллекта в зависимости от степени независимости в принятии решений и воздействия на пользователя подразделяются на:
1) вспомогательные (помощники) - системы, в которых искусственный интеллект выполняет функции помощи пользователю и окончательные решения принимаются только пользователем;
2) полуавтономные системы - системы, которым собственником (владельцем) или пользователем предоставлены ограниченные права на автоматизированное принятие решения в рамках заранее заданных параметров, при этом, лицо, предоставившее права на принятия решения может вмешиваться в процесс принятия решений или изменять результаты деятельности системы;
3) полностью автономные системы - системы, которые принимают решения вне зависимости от заранее заданных параметров и не поддаются контролю со стороны собственника (владельца) данной системы.
3. На территории Республики Казахстан запрещается создание и выпуск в обращение полностью автономных систем искусственного интеллекта, а также систем искусственного интеллекта, обладающих следующими функциональными возможностями:
1) использование подсознательных, манипулятивных или иных методов, существенно искажающих поведение физического лица и ограничивающие способность принимать осознанные решения или вынуждающих принимать решение, которые могут причинить лицу вред или создавать угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу и иного вреда лицу;
2) использование моральной и (или) физической уязвимости физического лица из-за возраста, инвалидности, социального положения и по любым иным обстоятельствам, с целью причинения или создания угрозы причинения вреда лицу;
3) оценка и классификация физических лиц или группы лиц в течение определенного периода времени на основе их социального поведения или известных, предполагаемых или прогнозируемых личных характеристик, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) создание или расширение баз данных распознавания субъекта персональных данных посредством нецелевого извлечения персональных данных, включая изображений лиц, из Интернета или записей с камер видеонаблюдения;
5) классификация физических лиц на основе их биометрических данных для формирования выводов об их расе, политических взглядах, религиозной принадлежности, и по любым иным обстоятельствам в целях использования для какой-либо дискриминации физического лица;
6) определение эмоций физического лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
7) удаленная биометрическая идентификация физических лиц, в реальном времени, в общественных местах, за исключением случаев, определенных законами Республики Казахстан;
8) создание и распространение запрещенных законодательством Республики Казахстан результатов деятельности систем искусственного интеллекта.
Статья 19. Управление рисками систем искусственного интеллекта
1. Под управлением рисками систем искусственного интеллекта понимается непрерывный процесс, запланированный и выполняемый собственником и (или) владельцем на протяжении всего жизненного цикла системы искусственного интеллекта, включающий:
1) выявление и анализ известных и прогнозируемых рисков системы искусственного интеллекта, при использовании в соответствии с ее предполагаемым назначением;
2) оценка рисков систем искусственного интеллекта, осуществляемая в соответствии с ее предполагаемым назначением и в условиях предсказуемого нецелевого использования;
3) принятие соответствующих и целенаправленных мер по управлению рисками, предназначенных для предупреждения и устранения выявленных рисков.
2. В случае выявления рисков возникновения обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 18 настоящего Закона, собственники и владельцы систем искусственного интеллекта должны принять меры, направленные на минимизацию ущерба и защиту интересов граждан, общества, в том числе путем приостановки или полного прекращения эксплуатации системы искусственного интеллекта.
Статья 20. Национальная платформа искусственного интеллекта
1. Национальная платформа искусственного интеллекта обеспечивает контролируемую среду для разработки, обучения, опытной эксплуатации систем искусственного интеллекта в течение ограниченного периода времени.
2. Порядок взаимодействия оператора с физическими и юридическими лицами в рамках оказания услуг на национальной платформе искусственного интеллекта для разработки, обучения, опытной эксплуатации систем искусственного интеллекта определяется уполномоченным органом.
Статья 21. Создание и предоставление библиотек данных для обучения систем искусственного интеллекта
1. Собственник или владелец данных вправе свободно использовать и распространять их с соблюдением запретов и ограничений, установленных законами Республики Казахстан.
2. Обучение систем искусственного интеллекта осуществляется на основе библиотек данных, представленных собственниками или владельцами данных в рамках заранее определенных и законных целей.
3. Создание и предоставление библиотек данных собственниками и владельцами данных осуществляется в соответствии с требованиями по управлению данными, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья 22. Обеспечение прозрачности использования систем искусственного интеллекта
1. Пользователи должны быть проинформированы о том, что товары содержат компоненты в виде систем искусственного интеллекта, а работы и услуги произведены и (или) оказываются с использованием таких систем.
Пользователи должны быть проинформированы о синтетических результатах деятельности генеративной системы искусственного интеллекта, которые могут ввести их в заблуждение.
Информирование осуществляется путем предоставления четкой, доступной и однозначной предупреждающей информации, без применения методов, затрудняющих восприятие пользователем указанной информации.
Ответственность за информирование пользователей о синтетических результатах деятельности генеративной системы искусственного интеллекта, которые могут ввести их в заблуждение, возлагается на собственников или владельцев систем искусственного интеллекта.
2. Требования к принятию решений на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных, устанавливаются законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
3. Обязанность по обеспечению соответствия результатов деятельности систем искусственного интеллекта требованиям настоящего Закона и иным законам Республики Казахстан возлагается на собственников и (или) владельцев систем искусственного интеллекта.
Статья 23. Право интеллектуальной собственности на произведения, созданные с использованием систем искусственного интеллекта
Регулирование правоотношений, связанных с созданием и использованием объектов авторского права, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах.
Статья 24. Возмещение вреда, причиненного системами искусственного интеллекта
1. Возмещение за вред, причиненный системами искусственного интеллекта, осуществляется в порядке, определённом Гражданским кодексом Республики Казахстан.
2. Страхование ответственности за вред, причиненный системами искусственного интеллекта, и рисков, связанных с использованием систем искусственного интеллекта осуществляется на добровольной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности.
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья 25. Меры государственной поддержки
1. Меры государственной поддержки развития искусственного интеллекта осуществляются в соответствии с законодательством об информатизации, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.
2. Государственная поддержка осуществляется уполномоченным органом, государственными органами, национальными институтами развития и иными организациями в пределах компетенции, с учетом перечня приоритетных секторов экономики для внедрения искусственного интеллекта.
Статья 26. Международное сотрудничество в сфере искусственного интеллекта
1. Международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере искусственного интеллекта осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан.
2. Государственные органы по согласованию с уполномоченным органом осуществляют взаимодействие в сфере искусственного интеллекта с государственными органами иностранных государств, международными организациями и иностранными юридическими лицами.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере искусственного интеллекта
Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере искусственного интеллекта влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 28. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан