http://www.pseudology.org/Eco_Umberto/P … azika2.pdf
многие из первых путешественников сообщали, что первоначально контакты с туземцами происходили с помощью языка жестов. В этом смысле универсальность жестов сопрягалась с универсальностью образов (среди первых трактатов на эту тему см. Giovanni Bonifacio, «L'arte de' cenni» («Искусство знаков»), 1616 г., а общий обзор — Knox 1990).
Существует лишь одна система с широчайшим радиусом распространения и понимания, и это система кинематографических и телевизионных образов, которые, вне всякого сомнения, считаются «языком» и понятны людям на всем земном шаре.
Самым обескураживающим документом, касающимся будущей судьбы образных языков, является, судя по всему, рапорт, составленный в 1984 . Томасом А. Себеоком. Как сообщить этим «чужим» посетителям, что зона представляет опасность?
Возможным решением было бы установить отрезки времени протяженностью по три поколения (рассчитав, что в любой цивилизации язык не меняется ощутимо от деда к внуку) и оставить инструкции, согласно которым в конце каждого периода сообщения переформулировались бы cоответствии с семантическими условностями, существующими на данный момент. Но такое решение предполагает социальную и территориальную непрерывность. Другой выход состоит в том, чтобы заполнить зону посланиями всех возможных типов, на всех языках и во всех
семиотических системах, рассчитывая на статистическую возможность того, что хотя бы одна система останется понятной будущим посетителям (Но и это решение предполагает хоть какую-то, пусть хрупкую, культурную непрерывность.)
было предложено то самое, что в действительности произошло в минувшие тысячелетия. Исчезли египтяне, хранители языка, остался миф, текст без кода или с утраченным кодом, над которым мы неустанно бдим, тщась из последних сил постичь его тайный смысл.
(примечание Лиса: нелогичный вывод - пирамиды маркируют места захоронения отходов, представляющих опасность =) тоже пустыня, кстати)
только наши «демократические» иллюзии заставляют нас думать, что совершенство идет рука об руку с универсальностью.
возникает весьма оправданное подозрение, что все истинное неизвестно большинству и предназначено для немногих
Средневековое христианство гласит о спасении, которое обещано именно смиренным - то основное, что нужно для спасения, могут понять все.
Тритемий «Polygraphia», «в третьей книге содержится искусство, с помощью которого даже профан, знающий один только родной язык, ожет за два часа научиться читать, писать и понимать по-латыни».
Борхес приходит к выводу, что любая классификация мира будет произвольной и спорной. (примечание Лиса: передавая тем самым привет Уткину)
к такому же драматическому утверждению вынужден склониться и Лейбниц.
большинство призывов к универсальному языку исходило в XVI—XVII вв. именно с Британских островов, потому что европейцы смеялись над неспособностью англичан (некогда довольно хороших ученых) изъясняться на латыни.
проблема обучения языку человека, глухонемого от рождения
В научных дисциплинах потребность в новых системах условных обозначений.
проблема выбора звуков для слов, ведь какие-то звуки приятны и легки для одного народа и неприятны для другого.
проблема Подлинной Философии: вывести систему ясных и простых понятий - перечислить простые идеи, от которых происходят все прочие идеи, какие мы способны помыслить, и присвоить каждой определенный знак, мы бы смогли разработать, как делаем это для чисел, что-то вроде математики мысли
некоторые семантические феномены происходят от того, что содержание определяется в терминах словаря, а не энциклопедии.
(содержание анализируется на основе металингвистических первоначал, а не прямого знания о мире)
современный зоолог прекрасно знает, что его таксономия классифицирует, но не определяет и не выражает природу вещей
«древо Порфирия» (оно было изображено в «Исагоге» неоплатоника Порфирия (II—III вв.) и, пережив века, осталось незаменимой моделью для разработчиков)
для характеристики сущности чего-то выбираются такие атрибуты, что каждый из атрибутов, взятых по отдельности, имеет большую распространенность, чем субъект, но все вместе имеют распространенность, равную субъекту
слова, использованные в этих описаниях, уже не псевдопервоначальные, как в метаязыке таксонов: это — слова обычного языка, использованные с диагностической целью. А для разработчиков априорных языков каждый элемент выражения должен был недвусмысленно выражать все свойства обозначенной вещи. Это противоречие.
философ должен создать:
1) классификацию знания (план содержания)
2) грамматику, чтобы знаки соотносились с вещами и понятиями (план выражения).
дихотомическое деление весьма способствует запоминанию
вопрос о том, как классифицировать, а следовательно, именовать сложные существа, должен решать сам пользователь языка. Похоже, язык, задуманный для того, чтобы устранить двусмысленности в определениях, вместо этого отдается во власть пользователя и зависит от его способности к языковому творчеству.
идея, что всякий глагол может быть сведен к связке и прилагательному
«мы любим» представляется в виде четырех первичных элементов, «мы + настоящее время + связка + любящие»
его проект не мог не предваряться чем-то вроде грандиозного критического разбора всей совокупности знаний, необходимого для выделения элементарных понятий, общих для всех разумных существ (анализировал как общие идеи, так и эмпирическое знание)
Уилкинс даже решился на смелый поступок: из его таблиц, а также и из словаря исключены такие мифологические существа, как сирены, Феникс, Грифон, гарпии, потому что они не существуют
мы увидим, что всего лишь девять глифов, указывают как виды, так и различия, и может показаться, будто в каждом роде только девять видов.
(прим Лиса - не, это ж факт, что мозг оперирует с 5-9 предметами. Уилкинс молодец)
В характеризующем языке, не основанном на двойной артикуляции, которая присуща естественным языкам (где звуки, лишенные значения сами по себе, складываются в синтагмы, наделенные значением), минимальное изменение звука или знака чревато изменением смысла.
Неудобство порождается именно тем, что должно было бы представлять собой сильную сторону системы, то есть методом сочетаемости через атомарные признаки, который приводит к полному изоморфизму между выражением и содержанием.
следует предполагать существование некоей лингвистической власти, которая позволила бы нам «помыслить» нечто новое.
изобрести его труднее, чем в естественных языках (Knowlson 1975, р. 101).
поскольку число явлений бесконечно (о чем уже говорил Далгарно), им невозможно навязать какую бы то ни было иерархию.
знак сообщает нам, какое место занимает собака в общей системе зверей. Он не дает достаточно информации, чтобы узнать собаку и отличить ее от волка. Тот, кто стал бы использовать этот язык как естественный, должен был бы, чтобы понять знак, хранить в памяти всю информацию. Но в точности то же самое требуется и от человека
сам объем энциклопедической информации, который кроется за таблицами предполагаемых первооснов, коренным образом противоречит построению знака по признакам
Деление отличается от классификации тем, что классификация основывается на неотъемлемых свойствах предметов, которые следует распределить, а деление определяется целями, к которым мы предназначаем эти предметы.
своеобразие Лодвика в том, что он отталкивается не от существительных (имен личных или родовых, как велела традиция, начиная от ристотеля и вплоть до его времени), а от схем действия
отважно выступил против неистребимой традиции, согласно которой в глоттогоническом процессе имена существительные должны предшествовать глаголам
традиции индийских грамматистов, которые образовывали санскритские слова от глагольных корней
Авторы философских грамматик, сводя грамматику к логике, не замечали волящего аспекта мысли
Тот, кто упорядочивает библиотеку, часто не знает, в какую секцию каталога поместить ту или иную книгу (см. Serres 1968, р. 22-23).
«Книга перемен» долгие века считалась очень древней, созданной в незапамятные времена, хотя более поздние исследования относят ее к III в. до н. э.
обучение похоже на дрессировку животного, которого многократно подвергают воздействию одного и того же стимула, предлагая некий знак одобрения при адекватной реакции. Считается, что с помощью подобной методики можно сообщить значения понятий «почему», «как», «если», «знать», «хотеть» и «играть».
Линкос создает впечатление почти исключительно «умственного» языка (его экспрессивная поддержка сводится к электромагнитным явлениям).
Во всех проектах Искусственного интеллекта так или иначе проявляются проблемы априорных философских языков
некоторые ищут язык мышления не в абстракциях платонического типа, а в нейро-физиологических структурах (язык мышления есть также язык мозга, это своего рода программное обеспечение, основывающееся на структурах вычислительного механизма). Попытка нова (15-ый век).
(примечание Лиса: эх, книжка-то на самом интересном месте закончилась)
Отредактировано Лис (2017-08-05 00:58:42)